В основной своей массе автолюбители не задумываются о том какой вред наносят окружающей среде, когда в обычный контейнер выбрасывают автоотходы. Материал с сайта www.zalais.lv поможет разобраться в этом вопросе на примере Латвии. Почему использованные шины, масла и их фильтры, а также батареи и
аккумумляторы вредны для среды?
Каждый год в Латвию импортируются приблизительно 15 тысяч тонн
автомобильных шин, 245 тысяч тонн смазочного масла и масляных фильтров, а
также несколько тысяч тонн батарей и аккумуляторов. Все эти товары
содержат опасные для людей и живой природы соединения, которые при
неправильном хозяйственном обслуживании после их использования
непоправимо угрожают среде, а также здоровью людей.
Что же это за вещества и как они на нас влияют?
1. Масла ( моторные, смазочные масла и др.) и их
фильтры содержат значительное количество тяжелых металлов. Самые
известные из тяжелых металлов – это свинец, ртуть и кадмий. Если
использованные масла попадают в почву или в воду, тяжелые металлы
впитывают в себя растения и животные, а через них и находящийся в конце
пищевой цепи человек, что в течение длительного периода времени может
привести к серьезной угрозе здоровью людей. Масла и их продукты содержат
также большое количество нефтепродуктов. Очистка почвы и воды,
загрязненных нефтепродуктами, является очень дорогим и длительным
процессом. Наиболее большой риск для человека возникает, если эти
продукты попадают в грунтовые воды, а позже и в питьевую воду.
2. Автомобильные шины , попадая в окружающую среду,
создают главным образом эстетическое загрязнение. Естественным путем они
разлагаются крайне медленно. Шины могут находиться на лугах, в лесах и
реках даже несколько десятков лет. Гораздо больший негативный эффект
создается, если эти шины попадают в огонь (например, в случае лесного
пожара или выжигания прошлогодней травы). Резина, которую содержат шины,
при сгорании выделяет густой, едкий и токсичный дым, который очень
вреден и для животных, и для людей.
3. Батареи и аккумуляторы содержат много различных
опасных веществ, в зависимости от конкретного вида батареи или
аккумулятора. Самыми вредными являются автомобильные аккумуляторы, так
как они в большом количестве содержат как свинец, так и различные
кислоты. Если аккумуляторы после окончания срока их жизни не получают
надлежащего обслуживания и оказываются под открытым небом, они начинают
постепенно ржаветь и все содержащиеся в них вредные составляющие
попадают в почву и в воду, таким образом нанося необратимый вред
окружающей среде. Батареи, используемые в хозяйстве, тоже содержат
тяжелые металлы.
Что необходимо делать, чтобы выше сказанное не стало реальностью? В
первую очередь, каждому из нас следует воздержаться от выбрасывания этих
товаров вместе с бытовыми отходами, или, что еще хуже, от их
выбрасывания в лесу или где-нибудь еще на природе. Все упомянутые
использованные товары следует сдавать в предназначенные для этого места
–батареи можно сдавать в местах их продажи, а также в пунктах по сбору
использованных электротоваров и в пунктах по сбору опасных отходов. В
свою очередь специальные контейнеры для использованных батарей размещены
в ~2000 торговых и учебных заведениях. Собранные в этих пунктах
продукты доставляются на заводы по переработке. Там, перед окончательной
утилизацией, способом, не наносящим вред окружающей среде, из собранных
продуктов выделяют полезные составляющие компоненты (вторично
используемая резина, цветные и черные металлы и др.), которые позже
используются для производства новых товаров. Например, из одной тонны
батарей можно получить:
-
двуокись марганца – 270 кг;
-
железо – 210 кг;
-
цинк – 160 кг;
-
графит – 60 кг;
Итак, сдавая использованные батарейки, масла и шины в предназначенные
для этого места, мы не только заботимся об окружающей среде и о своем
здоровье, но и помогаем сэкономить множество ценных ресурсов.
|