Купив солнечную батарею и электромобиль в 2020 г., средний европеец 12 лет будет получать электроэнергию бесплатно
Коллаж: "ВД"
В ближайшие 10-20 лет централизованное производство электроэнергии из ископаемого топлива в ЕС умрет, а мощные электростанции уйдут в прошлое. Таков прогноз экспертов UBS. Это крупнейший частный банк мира, активы которого превышают $1,5 трлн, и одно из ведущих инвестиционных учреж-дений планеты. Его прогнозы отчасти становятся чем-то вроде самосбывающихся пророчеств и уже хотя бы поэтому заслуживают пристального внимания.
Итак, как следует из расчетов аналитиков банка, Европа стоит на пороге смены парадигмы электропотребления и выработки. "Электрическая энергия перестала быть продуктом производства исключительно огромных централизованных предприятий, принадлежащих большим структурам. К 2025 году кто угодно сможет производить и сберегать энергию", - отмечают авторы доклада. Она будет "зеленой" и получит конкурентную цену, то есть станет не дороже или даже дешевле, чем купленная у коммунальных предприятий, доселе считавшихся естественными монополиями, полагают эксперты, призывая клиентов-инвесторов "поддержать революцию".
По их утверждению, три фактора - доступные электромобили, прогресс в области солнечной энергетики и существенное снижение стоимости батарей - приведут к полной перестройке нынешней модели электроснабжения. Причем если и не похоронив традиционную модель энергогенерации на основе угля и природного газа, то бесповоротно загнав ее в гетто.
Крупные электростанции начнут исчезать уже в относительно близкой перспективе: они чересчур велики, их мощности слишком негибки и не соответствуют потребностям будущего потребления электроэнергии. Отказ от них будет обусловлен тем, что для домохозяйств и промышленных объектов дешевле будет получать и накапливать ее излишки самим. Как отмечается в докладе, солнечная энергетика стала вполне конкурентоспособной. Крупнейшим ее недостатком было непостоянство энергоснабжения, но здесь в игру в скором времени вступят электромобили и аккумуляторные батареи высокой емкости.
К 2020 г. массовый электромобиль почти сравняется в цене с машиной, оснащенной традиционным двигателем внутреннего сгорания. Но он будет экономить до 2 тыс. евро в год на стоимости топлива, то есть начнет окупаться почти сразу после приобретения без каких-либо значительных "авансовых инвестиций". Это обеспечит стремительный рост популярности электромобилей, особенно в странах с высокими ценами на ископаемое топливо. К слову, общая стоимость содержания Tesla Model S более трех лет уже сравнялась с расходами на Audi A7. Причем Tesla планирует выпуск новой массовой модели ценой $35 тыс. в 2017 г.
Энергокомпании и коммунальные сети не исчезнут. Но их роль будет сведена до закрывания остающихся лакун, к примеру, покрытия утренних пиков потребления. А умные распределительные сети позволят более гибко и эффективно расходовать энергию
Синергия этих двух факторов - массового выпуска электромобилей и аккумуляторов - приведет к тому, что около 2020 г. в европейской энергосистеме произойдет перелом. Ожидаемое снижение цены ввозимых источников питания приведет к экспоненциальному росту спроса на стационарные батареи, предназначенные для сбора излишков энергии в зданиях, считают в UBS. "Накопление энергии станет финансово привлекательным для домохозяйства в комбинации с системой солнечного электроснабжения и электромобилем. Вследствие этого мы ожидаем трансформационных изменений в бытовом и автомобильном секторах", - говорится в документе. К 2020 г. для среднего потребителя в Германии, Италии, Испании и в большей части остальной Европы приобретение домашней солнечной электростанции с 20-летним жизненным циклом вкупе с небольшой батареей и электромобилем окупится за шесть-восемь лет. И это даже без какого-либо государственного субсидирования солнечной энергетики. Иными словами, купив систему в 2020 г., средний европеец 12 лет будет получать электроэнергию бесплатно.
И еще один бонус: снижение цен батарей и солнечных панелей сделает электромобили дешевле, чем обычные машины на большинстве европейских рынков. Причем консервативным сценарием в UBS называют 10% авторынка к 2025 г. Расширение рынка электромобилей приведет к дальнейшему совершенствованию аккумуляторных технологий, и цикл повторится снова. В Международном энергетическом агентстве полагают, что выход на отметку в три четверти продаж к 2050 г. позволит удержать температуру глобального потепления в пределах двух градусов Цельсия.
На уровне домохозяйства система будет работать так: электромобиль заряжается ночью, солнечные панели обеспечивают электричеством днем, а избыток энергии будет накапливаться в батарее, которая может разряжаться вечером, чтобы покрыть остающиеся нужды дома.
Тем не менее банк не ожидает, что энергокомпании и коммунальные сети исчезнут. Однако их роль будет сведена до закрывания остающихся лакун, к примеру, покрытия утренних пиков потребления. А умные распределительные сети позволят более гибко и эффективно расходовать энергию. В целом это отдаленно напоминает нечто среднее между интернетом, где нагрузка может перебрасываться с сервера на сервер, и сетями Р2Р, где "сервером" может быть любое домохозяйство, имеющее избыток энергии.
Таким образом, энергосистемы станут более эффективными, поскольку потребители будут распределены по компактным локациям, а не сконцентрированы по большим площадям, которые обслуживаются единым источником (станцией). Это урежет потребность в передаче энергии на большие расстояния, а соответственно, и сопутствующие потери, обусловленные протяженностью передающих линий.
Доклад, очевидно, не затрагивает мощных энергозатратных производств вроде металлургических предприятий. Но их удельная доля в европейском потреблении относительно невелика, кроме того, переход от заводов-гигантов к распределенному производству позволяет считать выводы сотрудников UBS справедливыми и в отношении объектов тяжелой промышленности - даже на фоне прогнозируемой реиндустриализации Старого Света. Среди всех вопросов геополитики, которые затронет эта революция, можно поставить хотя бы такой: что случится с "Газпромом" и как это отразится на российской государственности?
Солнечная энергия станет доступнее
Все минувшее десятилетие батареи становились более доступными. Причем динамика цен, темпы технологического развития и роста производства позволяют рассчитывать, что этот процесс пойдет дальше. Прогноз таков: литиевый аккумулятор подешевеет более чем вдвое по сравнению с 2013 г. за ближайшие шесть лет. Причем катализатором этого процесса является стремительное развитие электротранспорта.