Будущее солнечной энергетики в двигателях Стирлинга?
Двигатели Стирлинга основаны на тепловом расширении газа. Они не
получили широкого применения, но используются в космической технике.
Марикопа
Солар (Maricopa Solar) - это станция-прототип мощностью 1,5 мегаватта,
она вступает в эксплуатацию в начале января 2010. Генерирующие
электричество модули разработаны Стирлинг Энерджи Системс (SES, Stirling
Energy Systems), находящейся в Аризоне. 1,5 мегаватта - лишь часть
мощности, которую можно получить на основе модулей SES, первый шаг на
пути коммерциализации технологии. "Для нашей отрасли важно показать
партнерам и инвесторам, что мы можем освоить [технологию] и ввод в строй
малых электростанций", - заявила пресс-секретарь SES Дженетт Коатес
(Janette Coates).
Двигатель впервые запатентован шотландским
священником Робертом Стирлингом в 1816 году. Принцип работы двигателя
прост: газ нагревается в одной камере, расширяется, поднимает поршень,
заполняет камеру охлаждения, охлаждается, опускает поршень. Движения
поршня используются для производства электричества.
В 1996 году
SES приобрела у компаний Макдональд-Дуглас и Боинг проекты, разработки и
патенты на производство двигателей Стирлинга на солнечной энергии. В
течение следующего десятилетия SES в партнерстве с Сандийской
Национальной Лабораторией (США) усовершенствовала технологию.
Генерирующий модуль SES состоит из солнечного параболического
концентратора, следящего за передвижением Солнца по двум осям, и блока
преобразования энергии (БПЭ), расположенного в фокусе концентратора.
Каждый БПЭ состоит из четырех цилиндров, в которых происходит расширения
водорода, что приводит в движение поршни.
Двигатель Стирлинга
более эффективен в преобразовании солнечного излучения в электроэнергию
(КПД 31%), чем большинство современных фотоэлектрических элементов (в
продаже элементы с КПД 14-18%, в стадии испытаний с КПД в 24-41%) и
солнечных электростанций концентрационного типа (параболические желоба -
КПД 16%, башенные конструкции). Но один только высокий КПД не обеспечил
двигателям безоблачное будущее. Системы были раскритикованы как слишком
дорогие, ненадежные и требующие обширного обслуживания из-за большого
количества подвижных частей.
"При столь высоких температурах, с
таким большим числом движущихся частей, люди сомневались, что SES в
состоянии осуществить задуманное", - говорит Риз Тисдэйл (Reese Tisdale)
директор исследования солнечной энергии в Кембридже. Малая
электростанция в Аризоне призвана убрать эти сомнения.
Сторонники
этой технологии указывают на ее преимущества, в частности, по сравнению
с солнечными электростанциями концентрационного типа, где в большинстве
случаев требуется значительное количество воды, что проблематично в
условиях пустынных районов США. Двигатели Стирлинга требуют лишь малое
количество воды для очистки зеркал. Кроме того, выход из строя одного
двигателя оказывает лишь минимальный эффект на производство энергии всей
электростанции.
Установленные на площадке под Фениксом 60
генерирующих модулей были собраны вручную инженерами Сандии и SES за три
месяца. Для создания больших солнечных электростанций требуется
производить много больше модулей в день, поэтому SES обратилась к
экспертам в области быстрого производства из автомобильной
промышленности. В сотрудничестве с компаниями Tower Automotive и Linamar
Corporation SES удалось сократить число деталей БПЭ на 60% (около 650
штук) и снизить вес всего модуля примерно на 2250 килограммов.
Уменьшение числа деталей привело к росту надежности и снижению цены
двигателя. Новые модули успешно прошли испытания аналогичные
эксплуатации в 100000 часов.
Формирование Марикопа Солар будет
производиться по сотовой схеме поэтапно. Ячейки мощностью в 1,5
мегаватта будут формироваться из 60 генерирующих модулей.
Мультимегаваттные ячеки будут формировать более крупные блоки в 9
мегаватт. Это позволяет пустить станцию в эксплуатацию сразу после ввода
в строй первой 1,5 мегаваттной ячейки.