Канадские инженеры разработали дирижабль на солнечной энергии и уже испытали прообраз аппарата.
По сути, машина является гибридом, у которой более 50 процентов
подъемной силы обеспечивает аэродинамика корпуса, а остальное - гелий.
Энергию дирижабль получает от солнечных батарей, размещенных "на спине"
воздушного судна, а движение обеспечивают электромоторы. На случай
непогоды на борту предусмотрены аккумуляторы, которые заряжаются от
Солнца.
Как и любой дирижабль, Solar Ship наполняется гелием, хотя, как
утверждают инженеры, судно может летать и при заполнении обычным
воздухом. Это означает, что даже если дирижабль получил повреждения
оболочки с утечкой гелия, то он по-прежнему сможет лететь и, самое
главное, достаточно безопасно приземлиться. И вообще с точки зрения
безопасности гибрид предпочтительнее, нежели дирижабль или самолет по
отдельности.
Авторы гибрида отмечают, что конструкция тяжелее воздуха имеет
множество преимуществ по сравнению с летательными аппаратами, которые
легче воздуха. Во-первых, отпадает необходимость в создании
инфраструктуры швартовки, аппарат меньше реагирует на порывы ветра и не
стремится улететь ввысь, если оборвана привязь.
Последнее свойство окажется особенно полезным при приземлении в
удаленных районах, там, где вовсе нет никакой наземной инфраструктуры.
Это делает гибрид более практичным для работы в удаленных районах.
Во-вторых, дирижабль может нести большую полезную нагрузку. И наконец,
он более надежный и лучше приспособлен к самым разным погодным условиям.
Фирма Solar Ship разработала три варианта аппарата. Самый маленький
Caracal работает либо только на солнечной энергии и будет поднимать в
небо 150 килограммов груза, лететь со скоростью 60 км/ч, либо может
иметь дополнительно двигатель на горючем, что обеспечит подъем 750
килограммов груза, скорость 120 км/ч, дальность 2500 км. У "летающего
внедорожника" короткий разбег - 100 метров при полной нагрузке и всего
50 у пустого аппарата.
Второй вариант аппарата называется Chui, он должен поднимать от 1 до
2,5 тонны груза (опять же в зависимости от двигателей - только
электрические или их сочетание с ДВС), разгоняться до скорости в 70-100
км/ч и преодолевать до пяти тысяч километров. Разбег с полной нагрузкой -
не более 100 метров.
И наконец, самый сложный аппарат - Nanuq будет иметь грузоподъемность
до 30 тонн, скорость - до 120 км/ч, разбег - 200 метров, дальность
полета фактически неограниченна.
У таких машин множество сфер применения. Это доставка грузов в
труднодоступные районы и в зоны стихийных бедствий, экологический
мониторинг, контроль и обслуживание трубопроводов и линий
электропередачи и т. д. Причем всю эту работу гибрид будет выполнять, не
расходуя ни грамма топлива, либо используя его очень экономно.
Глава Solar Ship Джей Годсалл впервые задумался о возможностях
дирижаблей более четверти века назад. Еще школьником, он как-то попал в
посольство Бурунди, где от африканцев услышал, что у них имеется немало
ресурсов для развития экономики, но практически нет надежного
транспорта, развитой сети дорог, и это, мол, все тормозит. Идея строить
дирижабли для полетов в отдаленных уголках планеты "лежала на полке" у
Джея много лет. До тех пор, пока уже взрослый Годсалл не познакомился с
профессором Джеймсом Делаурье, специалистом по аэрокосмической технике. В
2006 году они создали компанию Solar Ship и приступили к разработке
гибрида дирижабля с самолетом.
Ныне первенец этой программы, тестовый аппарат, осваивается в
воздухе. А авторы уже планируют следующий шаг: в конце 2012 года на
африканском континенте будет продемонстрирован небольшой грузовой Solar
Ship, предназначенный для доставки медикаментов в деревни.